V A S I N . R U жж / lj
старости / archive
мы / we
работы / works
клиенты / clients
проекты / projects
velchinskaya.ru
mloh.ru
улыбка vs smile
5tochka.com
vasin@vasin.ru






20.09.2005
Почитать


В сентябрьском номере жунала Как (№3 за 2005)
можно почитать интервью с Александром Васиным.

 

«Если ты мечтаешь об «Алисе в стране чудес», возьми бумагу, карандаш и оформи»

Фамилия художника-иллюстратора Александра Васина с завидной периодичностью встречается в разных периодических изданиях: «Власть», «Книжное обозрение», «Столичная вечерняя газета», «Элитный персонал», «Секрет фирмы», «Рантье», «Бизнес», «Логика бизнеса» и др. Но ни с каким этим изданием Васин тесными узами не связан. Любит работать дома, в своей студии, сам с собой, с красавицей женой Наташей и сыном Егоркой. Чтобы летом распахнуть окно мастерской, а там - яблоневый сад, самовар, воробьиный вертеп…Васин – человек веселый, помимо того, что любит картинки рисовать, еще любит песни петь под собственный гитарный аккомпанемент. У себя в Троицком дачном имении ежегодно устраивает Дни Антидизайна с большим количеством приглашенного народа, карнавалами, капустниками, конными боями, ходьбой на ходулях. Но вернемся все же к делу, к нашим газетам и журналам. К маленьким картинкам-иллюстрациям, на рассматривание которых уходит в среднем от 5 до 20 секунд, и которые могут пройти незамеченными, а могут оставить по словам Андрея Шелютто «ожог сетчатки», тронуть «за сердце» многих, ибо это многотысячные тиражи.

[kAk): В профессиональной среде «газетно-журнальные» коммерческие картинки зачастую называют «попсой». Высшим пилотажем, элитным жанром была, есть и остается книжная иллюстрация?

А.В.: На самом деле, любая иллюстрация коммерческая. Ведь какая, никакая, а выгода есть. Ну, если не гонорары (если это не коммерческое издание), то значит какая-то слава. Но, тем не менее, иллюстрация журнальная для меня видится, более интересной, именно потому, что она отличается от книжной, более жесткими рамками. Сроки! В какой-то момент, они действительно, достигают 40 минут. Причем, за 40 минут надо успеть выслушать еще и задание по телефону, понять, что же от тебя хотят. То просят картинки про какие-то целевые фонды, то про какие-то паевые. А нельзя же рисовать человека, который протягивает кому-то денежки, а кто-то их там у него берет. Мы же люди искусства, мы должны что-нибудь такое придумать. Т.е. помимо того, что надо нечто сгенерить, потом еще нужно успеть это нечто и физически нарисовать. Я не знаю почему, но я не использую графического планшета, т.е. это все руками рисуется. Может быть, потому что мне приятнее разделять компьютерный дизайн и ручное рисование.

[kAk):Песнь песней иллюстраторов: диктатура арт-директоров. Для тебя это тоже тяжелое бремя?

А.В.: Если тебе в журнале, например, арт-директор просто говорит: « Что-то ты, Васин, фигово рисуешь», тогда да, тогда нет смысла в такой работе. А когда: «Старик, вот ты нарисовал хорошо, конечно, но давай-ка все переделаем. Смотри, у меня легкий гротеск идет в разрядочку, а у тебя тут блямба какая-то. В нижнем углу у меня вынос, а ты не учел это в своей картинке», — вот это аргументировано. А если художник забывает про нижний угол и делает композиционный центр там, где будет стоять логотип, ему арт-директор вправе тактично напомнить: «Старик, ты не прав. У тебя есть еще 6 часов, и я понимаю, что сейчас два часа ночи». Вот это нормально.
В иллюстрации важнее не иллюстратор, важнее арт-директор. Потому что иллюстратор может рисовать как угодно, а арт-директор обязан придумать это как. Он даже может сказать: «Мне надо картинку в синих тонах», а хороший иллюстратор должен достойно ответить: «А ты мне покажи разворот, в котором у тебя картинка будет стоять, чтоб я поверил, что она, действительно, должна быть в синих тонах». В идеале арт-директор и художник-иллюстратор должны неразрывными быть. Они должны драться, ссориться, радоваться вместе. Если арт-директор человек умный и ценит иллюстратора, то никогда не забьет его своим дизайном. Согласитесь, глупо заказать большую многодельную картинку, потом уменьшить до 10% и поставить в угол, на вылет.

[kAk): Ты работаешь художником-иллюстратором в разных изданиях. Как справляешься?

А.В: Стараюсь быть разным. Есть актер Папанов, который и быдло сыграет из «Костяной ноги и брильянтовой руки», и интеллигентнейшего человека в «Холодном лете». А есть актер, который работает исключительно в одном жанре, ну, например тот же Меньшиков. Точно также в иллюстрировании, кто-то придумал для себя хороший ход, и давай его делать. И в этом смысле он на пользу стилю работает, стиль вырастает. И может эту тему копать, и, в общем-то, даже, если уж он очень хорошо ее выкопал, то может во всеобщей истории искусств остаться. А вторая группа художников считает, что каждое издание – это самобытный продукт, с разной целевой аудиторией, разными макетами, форматом… Газета, журнал, все, что угодно требует разных иллюстраций, разного подхода к ним. Мне ближе вторая группа.

[kAk): А чего бы хотелось? Есть какая-то мечта, пока еще неосуществимая? Каждый актер мечтает о роли Гамлета…

А.В.: Пожалуй, что касается профессии, то я полностью удовлетворен. А потом профессия дизайнера или художника, замечательна тем, что если у тебя есть мечта, ты ее можешь осуществить. Если ты мечтаешь об «Алисе в стране чудес», возьми бумагу, карандаш и оформи. Но вот мне, например, без задания совершенно неинтересно работать. Я поэтому не тот настоящий художник, который провозглашает «искусство ради искусства». Мне не интересно рисовать картинки, которые не работают. Делать их, равно как какой-то дизайн, под какие-то конкурсы и выставки лично мне не интересно. Мне кажется это какой-то обман. Вот я, например, в начале институтской своей жизни любил экслибрисы. Но в какой-то момент я почувствовал, что в этом занятии есть что-то не то, хотя на меня, наверное, рассердятся мои друзья, которые серьезно работают в этом жанре. Но, тем не менее — это мое мнение: экслибрис это не просто какая-то картинка для какого-то конкурса, а некий книжный знак — «Книга Светы», который, вы, например Света, вырезаете ножницами, клеите в свою книгу. В стародавние времена экслибрис был функциональным. А сейчас это превратилось в некое искусство…
Мне реагировать интереснее на задания, на конкретную цель. Делать то, что людям нужно. Мы же хотим сделать мир прекрасней.

Беседовала Света Пухова